Рыночная конъюнктура уже давно не радует немецких строителей. За десять лет
квартиры в Германии подешевели в среднем на 40-50%. Из-за падения цен рынок
недвижимости утратил свою инвестиционную привлекательность. Ежегодные объемы
ввода жилья снизились почти вдвое. По сравнению с 1995 годом обороты
строительных компаний упали на 30%, а их услуги подешевели более чем на 10%.
Почти в пять раз возросло количество банкротств:
разорилась даже крупнейшая подрядная организация, контролируемая
Сильнее всего кризис ударил по берлинскому рынку недвижимости. Объемы
строительства в городе сократились в шесть раз по сравнению с 1997 годом,
обороты строительных компаний снизились на 70%. Упали цены на недвижимость,
сократилась рентабельность девелоперских проектов - в
среднем до 5-12%. Мелким и средним девелоперским
фирмам стало значительно сложнее получить ссуду. Сегодня банки требуют от них
наличия 30% собственного капитала, участка земли в собственности, а также
продажи 20-30% площадей еще до начала строительства.
При этом следует отметить, что немецкий рынок девелоперских
услуг остается низкоконцентрированным. Большая часть
его игроков обеспечивает строительство не более 250-300 квартир ежегодно, доля
рынка каждого из них редко превышает 0,1%. Впрочем, в последнее время крупные
финансовые структуры проявляют все большую активность - их
конкурентоспособность на фоне падающего рынка растет. Например, компания
Закономерные циклы роста и спада случались на немецком рынке жилья и раньше.
Определялись они в немалой степени государственной жилищной политикой, которая
последовательно реализовывалась в Германии с середины прошлого века.
После Второй мировой войны около 20% квартир в
Западной Германии было уничтожено, 25% разрушено частично. В некоторых городах
ситуация была просто катастрофической. Например, в Берлине жилищный фонд
сократился на треть. Но население страны росло, несмотря на военные потери.
Поэтому уже к 1950 году в Германии образовался дефицит жилья в размере 5 млн квартир (при ежегодных объемах
послевоенного строительства порядка 200 тыс. квартир). Из-за дополнительного
миграционного притока населения в Германию - в страну прибывало по 300 тыс.
человек в год - жилищная проблема еще более обострилась.
Тогда правительство разработало программу стимулирования жилищного
строительства, предусматривавшую прежде всего
предоставление кредитов на строительство под низкий процент (или без процента)
и освобождение от налогообложения прибыли предприятий, направляемой на
финансирование жилищного строительства.
Квартиры, построенные с помощью государства, на период возврата льготного
кредита (обычно 30 лет) приобретали статус "социальных". Они
оставались в собственности инвесторов (жилищные кооперативы, муниципальные
строительные компании и т. д.), но сдавались в аренду на определенных
государством условиях. Во-первых, арендодатель мог требовать за социальную
квартиру лишь такую арендную плату, которая только покрывала расходы, связанные
с содержанием квартиры. Во-вторых, на аренду социальной квартиры могли претендовать
только лица с доходом ниже среднего.
В 50-60-е годы объем кредитов, выданных государством на жилищное
строительство, превысил 50 млрд
марок, а общий объем финансирования (снижение процента по кредитам, налоговые
потери бюджета) составил 25 млрд марок. Расходы на
жилищную политику составляли в среднем около 5% государственного бюджета.
Последовательная государственная поддержка строительной отрасли позволила
всего за 20-25 лет решить жилищную проблему, а также сформировать значительный
фонд доступного жилья (примерно 10% жилищного фонда Германии приходилось на
социальные квартиры). Ежегодно в стране возводилось порядка 560 тыс. квартир, а
в 1973 году были построены рекордные 708 тыс.
Во второй половине 70-х из-за экономического кризиса, снижения объемов
производства, роста инфляции и безработицы миграционные потоки заметно
уменьшились. Спрос на жилье, а вслед за ним и объемы строительства сначала
стабилизировались, а затем начали снижаться. Если в 50-60-е годы цены на жилье
выросли почти в два раза, то в 70-х - начале 80-х годов рост цен уже не
превышал инфляцию.
Несмотря на снижение, объемы жилищного строительства в 70-80-е годы
по-прежнему опережали рост домохозяйств. Это привело к перепроизводству жилой
недвижимости и образованию во второй половине 80-х "навеса"
пустующего жилья, превысившего нормальный для рынка недвижимости уровень в
2-3%. В результате цены на покупку и аренду жилой недвижимости упали на 10%.
Именно тогда, в 1988 году, был достигнут абсолютный
минимум ввода жилья - 208 тыс. квартир. Это в четыре раза меньше, чем в лучшие
для отрасли годы. На строительном рынке Германии назревал локальный кризис,
который перешел бы в кризис затяжной, если бы не крах социалистической системы.
После открытия границ бывших социалистических стран в конце 80-х
миграционный поток в Германию резко вырос. В пиковый 1992 год в страну въехало
почти 1,5 млн человек,
положительное сальдо миграции составило 800 тыс. Прирост населения только за
счет этнических немцев, прибывших из стран бывшего СССР, составил в начале 90-х
порядка 2 млн человек. Мигранты и
"поглотили" весь объем избыточного жилья. Более того, приток
переселенцев был настолько велик, что за несколько лет цены на жилье
увеличились на 67%, а его аренда подорожала вдвое. Инвестиции в недвижимость и
новое строительство вновь стали привлекательными. Государство воспользовалось
разработанными ранее методами стимулирования жилищного строительства для
увеличения предложения квартир, как коммерческих, так и социальных.
После объединения Германии перед обществом стояла задача постепенно повысить
уровень и качество жизни на востоке страны. Восточная часть Германии активно
застраивалась домами принципиально других качественных характеристик - за счет как частных, так и государственных инвестиций.
Государство активно финансировало программы модернизации зданий
социалистической постройки и обновления облика городов Восточной Германии. К
середине 90-х был достигнут локальный пик жилищного
строительства - 600 тыс. квартир, в том числе 500 тыс. в Западной Германии.
Цены на покупку и аренду жилья стабилизировались. Таким образом, Германия
успешно "переварила" миграционный поток конца 80-х - начала 90-х
годов.
Начиная с 1993 года миграционный поток пошел на
убыль, и к 1998 году прирост населения за счет миграции составил всего 47 тыс.
человек. Между тем объемы строительства по инерции сохранялись на уровне 500
тыс. квартир в год. В конце концов участники немецкого
рынка жилищного строительства вновь столкнулись с избытком предложения жилья и
падением цен. Доля пустующих квартир в Западной Германии превысила 3%, а на
Востоке страны достигла 16%. Инвестиции в новое строительство потеряли прежнюю
привлекательность.
Сократились и объемы государственной поддержки. Программы социального
строительства на Западе были сокращены, на Востоке - практически свернуты. В
1994 году за счет государства было введено около 35 тыс. квартир, а в 2001 году
- уже менее 4 тыс. Сокращение социальных программ коснулось и государственных
субсидий для семей со средним и низким уровнями дохода. В середине 90-х около
60% семей при покупке жилья имели возможность помимо налогового вычета в
течение восьми лет получать субсидии определенного размера. В конце 90-х
условия их получения существенно ужесточились, общая сумма выплат снизилась на
20%.
Сейчас в стране сохраняются низкие объемы строительства - кстати, сравнимые
с российскими (в 2004 году в Германии с населением 82,5 млн человек было построено около 278 тыс. квартир, а
в России с населением 143,5 млн человек - 477 тыс.).
Впрочем, некоторые игроки немецкого рынка уверены, что вскоре дела в отрасли
пойдут на лад. Оптимисты полагают, что цены на недвижимость в крупных немецких
городах достигли минимума, поэтому покупка жилья сегодня - хорошее вложение
денег. Особую активность проявляют американские инвестиционные фонды. Например,
в прошлом году две крупные американские компании -
Однако в свете неблагоприятной демографической ситуации этот прогноз нам
кажется излишне оптимистичным. Уже в прошлом году прирост населения Германии
был отрицательным, а прирост домохозяйств в ближайшие
десятилетия уменьшится вдвое по сравнению с 90-ми годами. Из-за низкого спроса
на жилье строителям вряд ли удастся выбраться из кризиса в ближайшее время.
Если, конечно, государство коренным образом не изменит миграционную политику,
чтобы стимулировать миграцию в страну.