Журнал ПОТРЕБИТЕЛЬ. Экспертиза и Тесты
Зачем ума искать и ездить так далеко?!

В любом месте, в любой час
Уже можно с уверенностью утверждать, что электронное образование действительно не имеет границ. Сам по себе принцип «обучение в любое время в любом месте» позволяет студентам не только оставаться в привычной для них обстановке и сохранять привычный ритм жизни, но и выработать индивидуальный график обучения. Интенсивность и продолжительность занятий можно регулировать самостоятельно. Слушатель может не только изучить материал курса, но и получить практические навыки, выполняя лабораторные работы онлайн. Иногда потенциальные студенты сталкиваются с непреодолимыми трудностями — нежеланием или невозможностью прерывать трудовую деятельность и менять место жительства, желанием обучаться на родном языке или, наоборот, совершенствовать свое знание иностранного языка и т.д. В этом смысле дистанционное обучение имеет неоспоримые преимущества не только перед заочным, но и перед очным обучением.
Холодные страны — прародители e-learning
Электронный тренинг и образовательные программы через Интернет расцветают с опережением самых оптимистичных ожиданий двухлетней давности. Более 70 миллионов людей проходят сегодня тренинговые или традиционные курсы. Согласно данным специалистов, мировой рынок электронного образования к 2004 г.превысит $24 млрд.
Такая активизация рынка происходит с ростом самой сети, с увеличением скорости подключения и соединения, с уменьшением абонентской платы, а также с улучшением качества онлайновых продуктов. В ближайшем будущем увеличится спрос на обучающие программы по традиционным предметам, таким как бизнес и экономика, и они вытеснят IT-предметы с лидирующих позиций в сегменте онлайнового обучения. К 2004 г. 54% онлайновых курсов будет проходить по традиционным предметам.
Более других в обучении по Интернету преуспевают такие страны, как Канада и Исландия, потому что они хотят быть подготовленными, несмотря на такие физические препятствия в коммуникации, как большие расстояния и суровый климат. Обучающие системы этих стран входят в University of the Artic, сеть более чем из 30 университетов, которые находятся в самых холодных странах мира, расположенных вокруг Северного полюса, они-то и дали жизнь инновационному проекту — модели обучения на расстоянии.
Со скуки не умрете
Посещая занятия в обычном вузе, мы невольно становимся заложниками учебного расписания, рассчитанного на «среднего» студента. Если вы чуть умнее среднего, то обречены заниматься посторонними делами на лекциях, чтобы не умереть со скуки. Если же вы по причине, например, болезни пропустили занятие, у преподавателя не будет времени объяснить вам уже пройденную тему. Технологии «электронного образования» позволяют легко избежать подобных накладок. В любой момент можно по электронной почте или в режиме онлайн связаться со своим преподавателем и задать ему любой вопрос, на любую тему, попросить объяснить любой материал.
И еще. Оценка знаний всегда будет более объективна, если вы учитесь дистанционно. Дело в том, что при дистанционном обучении не возникает личных симпатий и антипатий преподавателя к студенту. Более того, нередко контрольные работы поступают на проверку анонимно, под регистрационными номерами, что гарантирует непредвзятость оценки.
В то же время обязательное участие в интерактивных конференциях в режиме онлайн сводит на нет опасность ощущения изоляции, одиночества, которые могут возникнуть у пользователя, надолго остающегося наедине с компьютером. В этом смысле виртуальное общение для многих студентов может оказаться предпочтительнее «живого», поскольку позволяет более «раскрепощенно» выражать свои мысли и обращаться за советом к преподавателям и коллегам.
Положительным также является возможность самопроверки с помощью автоматического тестирования, которое может предшествовать выполнению заданий, предъявляемых для проверки преподавателю. Облегчается также разбор практических ситуаций: удобство пользования справочной информацией, сочетание самостоятельной и групповой работы — все это новые методики, делающие процесс обучения более эффективным.
Согласно последним исследованиям экспертов в области обучения через Интернет, этот тип образования имеет свою специфику: для мобилизации зрительной и сенсорной памяти студентов электронные образовательные программы должны быть построены, с одной стороны, на использовании графических, визуальных элементов, а с другой стороны, на создании среды для активного взаимодействия студента с программой.
Одним из необходимых элементов эффективного электронного обучения должна быть заложенная в структуре обучающей программы мотивация «узнать еще». Новые технологии позволяют сегодня сделать визуальную информацию яркой и динамичной. Таким образом, становится возможным демонстрировать процесс рисования графика или диаграммы, производственные процессы в движении, и это намного эффективнее статичного материала учебника.
Отсрочка от армии для тех, кто учится дистанционно?
Летом прошлого года в Министерстве образования чиновники и ректоры ведущих вузов страны обсуждали итоги эксперимента по дистанционному образованию, который идет уже 5 лет. Проект приказа о введении дистанционного образования и даже методика обучения уже практически готовы, однако основные механизмы так и остались не выяснены. К какой форме отнести дистанционное образование: к очной, вечерней или заочной? Что делать с отсрочкой от армии, давать ее студенту, обучающемуся по Интернету, или нет? Как решить проблему лицензирования дистанционных центров? Традиционное лицензирование происходит по соотношению числа квадратных метров, числа студентов и преподавателей. Но зачем считать метры учебного заведения, если студент сидит дома за компьютером или перед телевизором? Как убедить работодателей, что дистанционное образование не хуже традиционного?
Многие воспринимают электронное обучение (e-learning) в России как вынужденную систему, при которой студент еще более чем при заочной форме обучения удален от «источника» образования (то есть вуза). На самом деле это представление в корне неверно. При заочном обучении студент общается с преподавателями два раза в год на сессиях, где они оценивают его знания. Образование через Интернет предполагает ежедневное общение студентов с преподавателем и между собой, а также интерактивное общение с программой, которая постоянно контролирует его знания.
Для России и стран СНГ, находящихся в процессе модернизации экономики и рыночных преобразований, потребность в электронном бизнес-образовании ничуть не меньше, чем в западных странах.
Огромная территория и рассеянное по ней население при сосредоточении в Москве почти двух третей кадров высшей квалификации в области бизнес-образования делают эту потребность еще насущней. К тому же в бывшем СССР в вузах в основном готовили инженеров, и подавляющее большинство сегодняшних менеджеров, финансистов, бухгалтеров не имеют высшего экономического образования. Именно в регионах, где сегодня развивается крупное производство, проблема повышения квалификации специалистов по бизнесу стоит особенно остро. Недостаток образования ощущают взрослые люди, уже работающие, часто имеющие семью, для которых переезд в другой город сопряжен со значительными трудностями и расходами.

Автор: Оксана СТРОКОВСКАЯ ЖУРНАЛ: Образование и карьера 22''2003

Hosted by uCoz