ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКИЕ СВЯЗИ

http://www.economy.gov.ru/wps/portal

 

Внешнеторговый оборот России, по оценке Минэкономразвития,  в январе-мае 2005 г. составил 136.2 млрд. долл. и увеличился по сравнению с январем-маем 2004 г. на 36%, в том числе со странами дальнего зарубежья  - 116 млрд. долл. (рост на 40.4%), со странами СНГ – 20.2 млрд. долл. (рост на 15.2 процента).

Сальдо торгового баланса было на очень высоком уровне и составило 49.2 млрд. долл., в том числе со странами дальнего зарубежья – 45.4 млрд. долл., со странами СНГ – 3.8  млрд. долл., что обеспечивало устойчивое пополнение валютных резервов страны. При этом экспорт превысил импорт в 2.1 раза.

 

Экспорт товаров, по оценке, составил 92.7 млрд. долл., что на 41.3% больше, чем в январе-мае 2004 г., в том числе в страны дальнего зарубежья  - 80.7 млрд. долл. (рост на 46%), в страны СНГ – 12 млрд. долл. (рост на 15.9 процента).

В общем объеме экспорта доля стран дальнего зарубежья увеличилась с 84.2% до 87%, а доля стран СНГ уменьшилась, соответственно, с 15.8% до 13 процентов.

Увеличение стоимости российского экспорта связано, прежде  всего, с повышением мировых  цен на важнейшие сырьевые товары и, особенно, энергоносители.

В мае 2005 года цены на нефть находились на высоком уровне. Так, цена на российскую нефть сорта Urals на мировом рынке составила 45.2 долл. за баррель и  выросла на 27.9% по сравнению  с маем 2004 г. (подешевела  на 4.6%  по сравнению с апрелем 2005 г.).

После того как в апреле цены на нефть на американском рынке  достигли  58 долл. за баррель, сырье стало дешеветь,  и в  середине мая цены колебались на уровне 48-50 долл. за баррель – минимальном  за последние три месяца.

Основная причина – позиция ОПЕК, представители которой в условиях падения котировок не корректируют квоту на добычу.  Организация стран – экспортеров нефти (ОПЕК), добывающая максимальный за последние 25 лет объем нефти (в мае 2005 г.  – 30.3 млн. баррелей в сутки), при официальной квоте 27.5 млн., не планирует сокращать объем добычи. В этих условиях запасы топлива в развитых странах, и, прежде всего в США,  увеличились. Так в США уровень запасов достиг 329.7 млн. баррелей, что является наивысшим показателем  за последние 6 лет. Динамика объема запасов в США оказывает существенное влияние на котировки. Ситуация на рынке нефти и нефтепродуктов в США всегда была определяющей для мирового рынка в целом.  Кроме этого, были опубликованы данные о замедлении потребления нефти в I квартале 2005 г. как в США, так  и в Китае. В итоге котировки "Brent" снизились с 49 до 46 долл. (-6%), а нью-йоркская  "Light" с 51 до 48.8 долл. (-4,4%) за баррель. 

В то же время, в конце мая в результате резкого увеличения спроса на бензин (начало автомобильного сезона  и наступление пика потребления топлива) цены на нефть опять резко пошли вверх. Так лондонский "Brent" подорожал на +4.7% до 49 долл., а нью-йоркская "Light"   на +10%  до   52 долл. за баррель.

 

Контрактные цены на российский природный газ в мае 2005 г. по сравнению с апрелем 2005 г. увеличились на 10%.  Среднемесячная цена  за январь-май  2005 года увеличилась по сравнению с соответствующим периодом 2004 года на 18.8%.

В мае 2005 г. базисные экспортные европейские цены на основные виды сортового  и  листового проката понизились соответственно на 0.3 % и 0.6% по сравнению с апрелем  2005 г.

Спрос на стальную продукцию сокращается, так как остаются неиспользованными запасы металла у потребителей, сформированные еще в конце прошлого года.

Ряд крупных сталелитейных компаний объявило о сокращении объемов производства стали до восстановления спроса на металлургическую продукцию. Нормализация ситуации со спросом ожидается не ранее III-IV кварталов текущего года. При этом участники рынка сходятся во мнении, что значительное падение цен на сталь в ближайшее время не ожидается. По словам главы «Arcelor», цены во II квартале 2005 г. будут близки к уровню I квартала текущего года. Согласно же статистике, единственным рынком, где сохраняется высокий спрос на стальную продукцию, остается Китай. Цена на толстый лист в мае 2005 г. составила 575 долл. за тонну (падение по сравнению с апрелем 2005 г. на 0.9%),  на катанку – 450 долл. за тонну (-1.1%), холоднокатаную сталь –675 долл. за тонну (-0.3%). Цены  на арматурную сталь,  балки и швеллеры остались на уровне апреля 2005 г. и составили, соответственно, 450 и   675 долл. за тонну.

Цветные металлы  в последнее   время начали проявлять все большую чувствительность к фактору изменений товарных биржевых запасов.

Так, удешевление среднемесячной цены на алюминий в мае 2005 г.          (до 1743.7 долл. за тонну) на 7.9% по сравнению  с апрелем 2005 г.,  было вызвано опубликованием данных об  увеличении запасов  на лондонской  бирже металлов и  снижением активности в потреблении  металла со стороны Китая.    

 В то же время падение запасов никеля до минимальных с 1991 года значений на лондонской  бирже металлов  подняло цены на этот металл в мае 2005 г. до 16931,5 долл. за тонну, что выше апрельских (2005 г.)  показателей  на 4.9% . Кроме того,  крупнейший мировой производитель никеля Норильск Никель объявил о сезонной приостановке работы порта "Дудинка" (через него Норникель вывозит готовую продукцию) на 1-1.5 месяца, в этой ситуации  рынок может  столкнуться с острой нехваткой наличного металла в течение ближайших месяцев.

Среднемесячная цена на медь в мае 2005 г. составила 3249.1 долл. за тонну. Падение цен по сравнению с апрелем 2005 г. составило  4.3%.

 

        

Товарная структура российского экспорта в страны вне СНГ (по данным Федеральной таможенной службы) в январе-апреле 2005 г. сохраняла сырьевую направленность. Наибольший удельный вес в ней занимали топливно-энергетические товары – 63.5% (рост по сравнению с январем-апрелем 2004 г. на 4.3 процентного пункта). Доля металлов и изделий из них составила 18.3% (увеличение на 0.8 п.п.), древесины и целлюлозно-бумажных изделий – 3.9% (падение на 0.5 п.п.), продукции химической промышленности – 6.1% (сокращение на 0.1 п.п.), машин, оборудования и транспортных средств – 3.0% (уменьшение на 3.5 п.п.).

Состав основных экспортных позиций существенно не изменился и включает энергоносители, базовые металлы, круглый лес, пиломатериалы и продукцию химической промышленности.

 

 

Товарная структура экспорта России в  страны дальнего зарубежья

в январе-апреле 2005 г. (в январе-апреле 2004 г.)

 

В январе-апреле 2005 г. на экспорт было поставлено 67.6 млн. тонн сырой нефти, что ниже уровня соответствующего периода 2004 года на 1.7%, каменного угля – 21.1 млн. тонн (увеличение на 22.5%), электроэнергии – 4515 млн. кВт/ч  (падение  на 1.2%), кокса – 482.9 тыс. тонн (снижение на 9.8%). 

Увеличились поставки бензина автомобильного в 1.5 раза, дизельного топлива – на 6.6 % , мазута – на 6.2%, природного газа  - на 8.4 процента.

Вырос экспорт ферросплавов на 33%,  полуфабрикатов из железа и стали на 27.4%,  проката плоского –  на 5 %, чугуна –  на 3.8%, никеля необработанного –  на 1.2%, алюминия необработанного – на 0.7%. Вместе с тем сократились поставки  меди на 22.7 процента.   

Увеличились физические объемы экспортных поставок калийных удобрений  на 15 %, синтетического каучука –  на 12.6%, аммиака    на 0.2%, одновременно сократились поставки смешанных удобрений  на 7.2%, азотных удобрений – на 5.6%, метанола  – на 23 процента.

Увеличились объемы экспортных поставок целлюлозы древесной  на 11.5%,  лесоматериалов необработанных – на 13.7%, пиломатериалов    на 11.9%, фанеры клееной – на 8.5%, бумаги газетной – на 13.6 процента.

 В январе-апреле 2005 г. было экспортировано машин, оборудования и транспортных средств на сумму 1.8 млрд. долл., что на 36% меньше, чем за соответствующий период 2004 года.

По данным таможенной статистики (с учетом данных по Республике Беларусь) в структуре экспорта товаров в страны СНГ в январе-апреле 2005 года увеличилась доля продукции топливно-энергетического комплекса до 47.8% (в январе-апреле 2004 г. – 43.6%), металлов и изделий из них до 11.9% (11%); снизился удельный вес машин, оборудования и транспортных средств с 19.3% до 15.9%, продукции химической промышленности 10.3% до 9.5 процента.

Стоимостные объемы экспорта топливно-энергетических товаров увеличились на 24.5%, металлов и изделий из них – на 23.2%, продукции химической промышленности – на 4.5%; снизился экспорт машин, оборудования и транспортных средств – на 6.3 процента. 

Увеличились физические объемы экспорта сырой нефти – на 3.3%, электроэнергии – на 79%, минеральных удобрений  - на 1.2%, лесоматериалов обработанных – на 9%.); снизились: каменного угля – на 0.9%,  кокса – на 11.9%, нефтепродуктов – на 27.9%, синтетического каучука – на 4.9%,  черных металлов – на 12.1%, стоимостные объемы машин и оборудования – на 6 процентов.

Импорт товаров в январе-мае 2005 г., по оценке Минэкономразвития, составил 43.5 млрд. долл. и увеличился по сравнению с соответствующим периодом 2004 года на 26%, в том числе из стран дальнего зарубежья  - 35.3 млрд. долл. (рост на 29%), из стран СНГ – 8.2 млрд. долл. (рост на 14.3 процента).

В общем объеме импорта доля стран дальнего зарубежья увеличилась с  79.2% до 81.2%. Доля стран СНГ, напротив, снизилась с 20.8% до 18.8 процента.

В товарной структуре импорта в январе-апреле 2005 г. из стран дальнего зарубежья (по данным Федеральной таможенной службы) основное место занимали машины, оборудование и транспортные средства, на долю которых приходилось 45% всего объема импорта (увеличение на  1.6 процентного пункта по сравнению с соответствующим периодом  2004 года).

Доля продукции химической промышленности составила 18.9% (увеличение на 0.7 п. п.), металлов и изделий из них – 5.3% (увеличение на 0.2 п. п.).

Удельный вес продовольствия и сырья для его производства составил 18.5% (уменьшение на 0.6 п.п.), текстильных товаров – 3.2% (уменьшение на 0.9 п. п.), древесины и целлюлозно-бумажных  изделий – 3.8% (уменьшение на 0.7 п.п.).

 

Товарная структура импорта России из стран дальнего зарубежья

в январе-апреле 2005 г. (в январе-апреле 2004 г.)

Импорт машин, оборудования и транспортных средств в январе-апреле 2005 г. составил 9.4 млрд. долл. и увеличился по сравнению с январем-апрелем 2004 г. на 35.7%. 

Увеличились физические объемы импорта следующих продовольственных товаров: мяса свежего и мороженного на 1.9% , мяса птицы свежемороженого – на 22.1%,  мясных консервов – на 17.5%,  свежемороженой рыбы – в 1.4 раза, сухого и сгущенного молока –  на 35%, цитрусовых – на 16.4 %, кофе – на 13.3%, шоколада и изделий из него – на 1.2%,  ячменя – на 14.5%, сахара-сырца – на 28.5 процента.

Одновременно произошло снижение импорта сливочного масла  в 1.8 раза, какао-бобов – на 10.8%,   масла подсолнечного – в 2.2 раза, сахара белого – на 3.4%, пшеницы – в 9.4 раза, кукурузы –  в 1.6 раза.

Увеличились стоимостные объемы импорта алкогольных и безалкогольных напитков на 13.8%, текстильной и трикотажной одежды – на 4.2%, мебели – в 1.2 раза,  медикаментов – в 1.6 раза.

По данным Федеральной таможенной службы (с учетом данных по Республике Беларусь) в структуре импорта товаров из стран СНГ в январе-апреле 2005 года увеличилась по сравнению с январем-апрелем 2004 г. доля минеральных продуктов  с 13.3% до 15.5%, металлов и изделий из них  - с 14.2% до 16.1%, продукции химической промышленности - с 10.7% до 11.3%. Сократилась доля продовольственных товаров - с   19.4% до 18 процентов.

По сравнению с январем-апрелем 2004 года выросли стоимостные объемы импорта минеральных продуктов - на 31.4%, продукции химической промышленности – на 19.8%, металлов и изделий из них – на 29.1 процента.

Увеличились физические объемы импорта черных металлов – на 14.9%, подсолнечного масла -  на 4%, мяса птицы – в 1.6 раза, напитков алкогольных и безалкогольных – на 7.9%, медикаментов - на 16.1%,  снизились: мяса свежего и мороженного - на 27.2%, сливочного масла – на 18.2%, пшеницы и меслина – в 1.8 раза, сахара белого – на 14.4%, нефти сырой – в 2.2 раза,  каменного угля – на 6 процентов.

Импорт машин и оборудования по сравнению в январе-апреле 2005 г. по сравнению с январем-апрелем 2004 г. вырос на 9.2%, однако их доля уменьшилась на 1 процентный пункт и составила 26.2 процента. Физические объемы импорта из стран СНГ легковых автомобилей увеличились в 2.5 раза, грузовых автомобилей – снизились в 1.2 раза.

 
 
Hosted by uCoz